12.02.2019

18 февраля начинается курс лекций А.М.Дубянского по истории классической тамильской литературы

В рамках проекта Лаборатория ненужных вещей с 18 февраля в Библиотеке Ф.М. Достоевского (Чистопрудный бул., 23, стр. 1) будет проходить курс лекций Александра Михайловича Дубянского по истории классической тамильской литературы. Время начала лекций - 17.00, вход свободный.

План курса:

1. Вступление. Основные сведения о дравидской языковой семье и тамильском языке. Гипотеза о дравидском начале в цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы
(протоиндийской). Взаимоотношение северной и южной культурных (и литературных) традиций в Индии. Санскрит и тамильский язык. Тамильская поэтическая традиция и ее роль в литературном процессе в Индии. Легенды, связанные с происхождением тамильского языка и литературы. Риши Агастья и его грамматика тамильского языка. Древняя тамильская поэтическая академия (санга) при дворе царей династии Пандья.

2. Легенда о санге и ее особенности. Проблема историчности санги. Корпус сохранившихся текстов («Восемь антологий» и «Десять песен»), его хронология. Современная полемика вокруг его происхождения и датировки. Гипотеза Г. Тикена. Вопрос об устном или письменном происхождении древнетамильской поэзии. Теоретический трактат «Толькаппиям» (грамматика языка и поэзии). Проблемы его возникновения и функционирования.


3. Рубрикация содержания поэтических произведений в трактате «Толькаппиям». Основные категории: поэзия пурам (о внешнем), поэзия ахам (о внутреннем). Героико-панегирическая и любовная поэзия. Их внутренняя связь между собой. Значение этих категорий, их различная трактовка. Разновидность поэтической темы — тиней. Ее особенности и элементы. Система тиней. Тиней в ахам и пурам. Тиней как конструктивный принцип поэтических сборников.

4. Поэзия пурам. Особенности трактовки героической темы в тамильской поэзии. Панегирическая направленность поэзии пурам. Фигура царя. Влияние северной культуры
на представление о царе. Основные черты древнетамильского панегирика. Гипотеза К. Кайласапати об эпичности древнетамильской поэзии. Ее критика. Проблема авторства в тамильской поэтической традиции. Поэты-панегиристы. Их разновидности и образ жизни. Взаимоотношения царя с поэтами. Панегирический ритуал.

5. Сборники поэзии пурам. Антология Пуранануру. («Четыреста стихотворений на тему пурам»). Основные жанровые формы и приемы панегирической поэзии. Жанр аттруппадей. Его особенности в сборнике больших поэм Паттуппатту. Поэма Тирумуругаттруппадей как образец религиозной поэзии. Религиозная тема в древнетамильской поэзии.

6. Поэзия ахам. Особенности трактовки любовной темы в индийской поэзии. Семейная жизнь как поэтический идеал. Мифологизация фигуры женщины в древнетамильской культуре. Понятие о внутренней энергии, анангу. Проблема сакральности женской энергии. Условность фигур героев любовной поэзии. Основные ситуации и принцип сценарности. Наличие канона изображения влюбленных. Особенности характеристики героя и героини. Черты ритуального поведения героев. Ситуация разлуки как ритуал перехода. Ее связь с сезоном дождей и пастушеским окружением. Жанр женских песен разлуки, его древность и проблема его происхождения в индийской поэзии. Разлука в пракритской и санскритской поэзии.

7. Отражение канона поэзии ахам в Толькаппиям. Система пяти тем-тиней . Структура темы-тиней. Трактовка тем-тиней в трактате. Понятие «смешения тиней». Соотношение ситуаций с природным окружением.

8. Мифологические мотивы в поэзии. Миф о Валли и Муругане. Отражение его в теме куриньджи. Условный сюжет темы и основные ситуации взаимоотношений героев.

9. Тема муллей. Сезон дождей как природный фон. Ситуация разлуки героев и ее отражение в поэзии. Ритуальный аспект поведения героини (признаки «ритуалов
перехода»). Тема палей. Сезон летней жары, пустынная местность как символическое отражение опасности разлуки героев.

10. Тема марудам. Ее связь с семейной жизнью героев. Мотив ухода героя к гетере. Его возвращение в дом и обыгрывание этой ситуации в поэзии. Смеховые элементы в теме марудам. Тема нейдаль. Морское побережье как фон любовной ситуации. Художественное богатство поэзии санги. Основные поэтические средства и приемы.
Прием «внутреннего сравнения».

11. Поэма «Повесть о браслете». Ее неразрывная связь с традицией поэзии санги и ее новаторство. Первая нарративная поэма на тамильском языке. Попытка создания
произведения в жанре махакавья. Синтез тамильской и арийской поэтических традиций в поэме. Сюжет «Повести о браслете», ее основные герои.


12. Отражение религиозных идей в поэме. Мотив кармического воздаяния. Становление образа дравидской богини в поэме. Образ Каннахи как ключ к определению жанрового своеобразия поэмы. Циклы песен в поэме. Их связь с традицией поэзии ахам. Кришнаитская тема в «Повести о браслете».



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц