17.04.2018

Доклад о тамильской дидактической поэзии прозвучал на первых «Романовских чтениях» в ИКВИА ВШЭ

11 апреля в Институте классического Востока и античности ВШЭ прошли первые «Романовские чтения» – в память об индологе и специалисте по общей теории исторического развития культуры В.Н.Романове (1947‒2013).

«Романовские чтения» в Институте классического Востока и античности ВШЭ

Название и время проведения конференции ‒ это наша скромная дань памяти Владимира Николаевича Романова (12 апреля 1947 ‒ 22 ноября 2013), индолога, переводчика памятников брахманической прозы и специалиста по общей теории исторического развития культуры, рядом с которым мы работали на протяжении многих лет. Коллеги, вспоминающие В.Н. Романова, единодушны в том, что общение с ним помогало думать над проблемами собственных исследований не меньше, чем научное чтение.

Первые «Романовские чтения» проходят в малом формате, в рамках расширенного теоретического семинара ИКВИА «Культуры Востока» (рук. Н.Ю. Чалисова). В дальнейшем конференцию планируется проводить ежегодно в более широком формате, с привлечением внешних участников и тематическим профилированием.

Чтения были открыты вступительным словом директора ИКВИА ВШЭ И.С. Смирнова. Затем свои доклады представили А.Н. Мещеряков (Этнология в идеологии послевоенной Японии), М.А. Русанов (Жизнь Будды как «подражание миру»), Н.В. Брагинская (Кто автор анонимной «Жизни Эзопа»? Первые догадки), Г.С. Старостин (Древнекитайская поэзия в свете современных представлений о древнекитайском языке и древнекитайской письменности), Л.Е. Коган (Библейские мотивы в сокотрийском фольклоре).

А.М. Дубянский выступил с докладом о тамильской дидактической поэзии. Начиняя с ведийской эпохи, в индийской словесности сильно выражены наставительное, проповедническое, регулятивное начала. Многочисленны предписания о том, как совершать жертвоприношения, каковы нормы поведения человека в разные периоды жизни, каковы цели жизни и средства их достижения и т.д. Это касается и тамильской литературы, в особенности для времени (примерно середина 1 тыс. н.э.), когда обострилась борьба за влияние между джайнизмом, буддизмом и индуизмом. Назидательные сентенции встречаются в ранней тамильской поэзии эпохи санги, но в период раннего средневековья возникают антологии наставительных и гномических стихов. В их структуре заметно влияние литературы буддийского канона, а источниками ряда идей оказываются также санскритские трактаты («Законы Ману» Manusmṛti, «Артхашастра» Arthaśāstra и др.). В докладе выявлены некоторые из этих связей, в частности, применительно к наиболее известному памятнику этого времени «Тируккуралу» (Tirukkuṟaḷ). Рассмотрены также легенды о мифическом создателе сборника Тируваллуваре и их трактовка разными социальными слоями тамильского общества (по линии брахман versus пария).



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц